Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В 1948 году была образована кафедра теории музыки и композиции, которую возглавлял педагог, композитор А. С. Леман (1948 - 1949, 1961 - 1969). С 1949 по 1961 годы кафедрой руководил выдающийся татарский композитор М. А. Музафаров. В 1969 году кафедра теории музыки и композиции была разделена на кафедру теории музыки и кафедру композиции. Начиная с этого времени, в разные годы кафедра теории музыки существовала как отдельная структура, периодически возникали периоды объединенной кафедры вместе с историей музыки или композицией.
   Заведующими кафедрой теории музыки были Я.М. Гиршман, Ю.Н. Исанбет, А.Б. Луппов, Б.Н. Трубин, Л.А. Федотова, Л.В. Бражник, А.Л. Маклыгин. Кафедра теории и истории музыки работала под руководством Я.М. Гиршмана, Л.В. Бражник, А.Л. Маклыгина, В.Р. Дулат-Алеева.
  В становлении музыковедческих кафедр основополагающую роль сыграли Х.И. Булатова-Терегулова, А.Ф. Бормусов, Ю.В. Виноградов, Д.А. Говорухин, А.С. Леман, Г.И. Литинский, Я.М. Гиршман, Н.Ф. и Р.С. Таубе, А.Г. Юсфин, Л.А. Федотова.
  В настоящее время заведующим кафедры является доктор искусствоведения, профессор А.Л. Маклыгин. В состав кафедры входит 9 человек, из них 3 человека имеют учёную степень доктора искусствоведения (Маклыгин А.Л., Бражник Л.В., Гирфанова М.Е.), 4 человека ‑ учёную степень кандидата искусствоведения (Загидуллина Д.Р., Гумерова А.Т., Маклыгина А.А., Загидуллина З.З.).
   Активно развивается научная деятельность кафедры. Сфера научных интересов сотрудников включает общетеоретические и методологические проблемы теории музыки, исследования в области отечественной и зарубежной музыкальной культуры, изучение музыкального языка классической, старинной и современной музыки, проблемы музыкальной педагогики. Специальное внимание уделяется теоретическим проблемам татарской музыки; ряд педагогов занимается исследованием музыкальной культуры народов Среднего Поволжья. Преподаватели кафедры являются авторами многочисленных учебных пособий, созданных для разных звеньев музыкального образования; монографий, научных статей. Под руководством членов кафедры было защищено 12 диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Преподаватели кафедры включены в редакционные советы и коллегии научных журналов, входящих в перечень ВАК ‑ «Журнал Общества теории музыки», «Музыка. Искусство, наука, практика», «Вестник СПбГУ. Искусствоведение», «Музыкальная академия», «Музыковедение».
   Кафедра теории музыки является инициатором и организатором целого ряда научных мероприятий. Среди них – три Международные конференции, посвященные пентатонике (1958, 1973, 1993 гг.), Международная конференция «Ладовые коммуникации в евразийском музыкальном пространстве» (К 100-летию со дня рождения Якова Моисеевича Гиршмана) (2013 г.), Международная конференция «Чтения памяти С.В. Смоленского» (2012, 2014, 2016, 2018 гг.).  В 2019 году состоялся крупнейший научный форум ‑ Четвертый международный конгресс Общества теории музыки «Термины, понятия и категории в музыковедении». Мероприятие было организовано совместно с Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского и Обществом теории музыки (ОТМ) – одним из наиболее авторитетных профессионально-общественных объединений музыковедов нашей страны. Заместителем председателя совета ОТМ является А.Л. Маклыгин.
  Выпускники кафедры теории музыки плодотворно работают в учебных заведениях и научных учреждениях Поволжья и других регионов России, а также за рубежом. Среди них доктора искусствоведения М.Г. Кондратьев (Чувашский государственный институт гуманитарных наук), И. М. Нуриева (Удмуртский институт истории, языка и литературы ‑ Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук), кандидаты искусствоведения Н. В. Ахметжанова (Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова), Л. Н. Егорова (Университет Бар Илан, Израиль), Л. В. Белякаева-Казанская (Санкт-Петербургский филиал Союза композиторов России), Г. Р. Сайфуллина (Утрехтский университет, Нидерланды), И. О. Цахер (Иркутский музыкальный колледж им. Ф. Шопена), И. А. Преснякова (Российская академия музыки имени Гнесиных), Д. И. Топилин (Российская академия музыки имени Гнесиных). Выпускником кафедры теории музыки является профессор, доктор искусствоведения, и. о. ректора Казанской консерватории В.Р. Дулат-Алеев.

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

Музыковед, педагог.
Сфера научных и педагогических интересов: профессиональная и традиционная музыка тюркских и финно-угорских народов Среднего Поволжья и Приуралья: проблемы стиля; ладовое мышление русских и зарубежных композиторов XIX-ХХ вв.; методика и практика преподавания сольфеджио, в том числе на основе национальных музыкальных культур.
Профессор.
Доктор искусствоведения (2003).
Дисс.: «Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья» (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2003 г.)
Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1993).

Музыковед, педагог.
Профессор.
Кандидат искусствоведения (2000).
Дисс.: "Мензуральная теория и практика XIV-XV вв." (Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, 2000; научный руководитель - профессор, доктор искусствоведения Назайкинский Е.В.).
Доктор искусствоведения (2016).
Дисс.: "Мензуральная система как исторический тип западноевропейского музыкального метра" (Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, 2016; научный руководитель - профессор, доктор искусствоведения Поспелова Р.Л.). 
Ученый секретарь диссертационного совета (с 2012 г.).

Музыковед, педагог.
Сфера научных интересов: церковно-певческая культура татар-кряшен.
Доцент.
Кандидат искусствоведения (2008).
Дисс.: "Церковно-певческая практика татар-кряшен" (Казанская государственная консерватория, 2008; научный руководитель - профессор, доктор искусствоведения А.Л. Маклыгин).
Дипломант III степени II Всероссийского конкурса "Наука о музыке: Слово молодых ученых" (2006).
Лауреат и Дипломант I степени III Всероссийского конкурса "Наука о музыке: Слово молодых ученых" (2009).
Грант для молодых ученых Академии наук Республики Татарстан (2008).

Музыковед, педагог.
Доцент.
Кандидат искусствоведения (2004).
Дисс.: «Оркестровая техника в симфонических произведениях татарских композиторов» (Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова, 2004; научный руководитель - профессор, доктор искусствоведения А.Л. Маклыгин).

Музыковед, педагог.
Старший преподаватель.
Кандидат искусствоведения (2019).
Сфера научных и педагогических интересов: музыка XVII–XVIII веков, генерал-бас, партименто, анализ музыки, клавирная импровизация, история фортепианного искусства, информационные технологии в музыкальном искусстве.
Дисс.: «Партименто в итальянской музыке XVIII века» (Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, 2018, науч. руководитель — А. Л. Маклыгин).

Музыковед, педагог.
Сфера научных и педагогических интересов: техники композиции XX века, теоретические проблемы музыки народов Среднего Поволжья, импровизация, джаз, детская музыкальная педагогика, церковно-певческая практика и миссионерство.
Заведующий кафедрой теории музыки.
Профессор.
Доктор искусствоведения (2001).
Дисс.: «Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма» (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2001).
Заслуженный деятель искусств Республики  Татарстан (1994) и Марий Эл (2004).
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2010).

Музыковед, педагог.
Доцент.

Кандидат искусствоведения (2018).
Дисс.: "Теоретические проблемы музыки Эдгара Вареза" (Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 2018; научный руководитель -  доктор искусствоведения, профессор Т.С. Кюрегян).

Музыковед, педагог.
Старший преподаватель.
Лауреат Всероссийского конкурса эстрадных ансамблей (2004).